Русский модерн
Так как мы говорим на русском и скорее всего все живем в России, то остановимся подробнее на том, что мы увидим вокруг нас.
Почему-то русские архитекторы взяли за основу стиля нашу культуру — сюжеты сказок, народные мотивы. Посмотрите на Казанский вокзал в Москве.
В Москве же Тиффани достиг наибольшей популярности и разнообразия. Не мудрено, основная элита страны жила тут и просто должна была оформить свои городские дома уникально, отлично от соседа, имеющего те же доходы. За модерном идите гулять по Остоженке.
В Петербурге нужно посетить всего два места, чтобы увидеть настоящий, яркий модерн. Сначала вспомните Невский проспект. Дом Зингера и Елисеевский магазин — ярчайшие представители модерна не только в России, но и в мире.
Второе место — Каменный остров. Тут редкие представители деревянного модерна. Дерево — нетипичный материал как для Тиффани, так и для сырого Питера. Спешите, вдруг сгниет!
Особняки есть и в других городах, имеющих историческое прошлое. Ведь знать везде хочет выделиться. Вот пример из Нижнего Новгорода.
Присылайте адреса российских и европейских домов в либерти стиле, их на самом деле очень много. И почаще смотрите по сторонам.
С вами была Алла, немного краевед и архитектор. Совсем чуть-чуть, на пару миллиметров.
Какие стили можно использовать?
Обладая земельным участком в Испании недостаточно составить подробный план будущей постройки, важно выбрать стиль, способный отобразить вкусы и предпочтения заказчика. Важно, чтобы жилье было не только привлекательным, но и удобным, комфортным и безопасным
Предлагаем ознакомиться со стилями, на которые обращают внимание в первую очередь
Стиль Райта
Фрэнк Ллойд Райт – величайший американский архитектор, творения которого вызывают бурю эмоций. Он отрицал сложные детали и суетливость, свойственные прошлым века и был приверженцем простых и чистых линий, считая, что дома – это лишь продолжение ландшафта, которое должно с ним гармонировать. Стиль прерий легко узнать по выраженным горизонтальным линиям, плоским или шатровым крышам с выступающими карнизами. Главная особенность – дом должен получить максимальную интеграцию в окружающую среду, став ее прекрасным дополнением.
Немецкий
Стиль в архитектуре, который базируется на трех понятиях: экономичность, практичность и рациональность. Эти принципы прослеживаются не только в планировке, но и оформлении зданий. Отличительные черты – вилла квадратной или прямоугольной формы, наличие мансарды и эркера. Кровельный материал – красная черепица, облицовка цоколя – плитка с имитацией камня, цветовая гамма фасада – натуральные оттенки (бежевый, коричневый и т.д.).
Викторианский
Данное направление демонстрирует эклектический ретроспективизм во всех его подобиях. Типичная вилла, выполненная в этом стиле – это 2-3-этажная постройка с ассиметричной планировкой, имеющая сложную и многогранную крышу. Отличительные черты – круглые башни и просторное крыльцо.
Готика
Легендарный стиль 12-15 веков, на формирование которого повлияла церковь, в результате чего готическая вилла характерна заостренными арками и колоннами, кессонными потолками и вытянутыми окнами с витражным остеклением. Фасад имеет обильную отделку с применением таких деталей, как архивольт, тимпан и вимперг.
Испанский
Вполне логично, что виллу в Испании можно сделать в местном средиземноморском стиле. Внешне дом будет напоминать незатейливый или же скорее суровый средневековый замок, для которого характерно сочетание грубой простоты и оригинальности. Этот стиль легко узнать по большим арочным окнам и витражному остеклению, вертикальным колоннам и белоснежному фасаду. В качестве кровельного материала используется натуральная черепица, предпочтительно красного или коричневого цвета.
Голландский
Данное направление служит вариацией колониального стиля, что тяготеет к более простой планировке с тщательно продуманной площадью. При отделке фасада можно заметить практичный подход, не лишенный декоративности. Отличительные черты: простые оконные проемы, несимметричный фасад, покрытый штукатуркой светлых оттенков, каменный цоколь, двускатная крыша и симметричность расположения комнат относительно входа в дом.
Идея
Классика на тот момент всем надоела. Эти колонны, прямые линии, скромные украшения — это все должно остаться в прошлом. Так решили архитекторы и придумали новые концепции.
Для начала отказались от подражания старым стилям. Вижу признак стиля — не соблюдаю его. А это означало новые идеи. Отказ от прямых линий, например. Тут же решили отказаться от традиционных материалов, хотя бы в большей части здания.
Строить дома из камня или дерева было слишком дорого и по многим причинам неудобно. А тут развитие металлургии, изобретение бетона, развитие стекольного дела. Архитекторы решили строить дома из бетона и железа, использовать больше стекла, а украшать ковкой и камнем. Вылилось это в современную панельную постройку и небоскребы.
В зданиях отошли от идеи симметрии и только внешней красоты. Стали думать, что внутри живут люди, которым нужны удобные, а не симметричные комнаты. Наружная симметрия перестала соблюдаться.
Кстати об украшениях. Эстетика выступила на первый план даже относительно классики и возрождения. Но тут появилось больше инструмента и способов работы. Здания стали по-настоящему красивыми, резными. От них невозможно оторвать взгляд.
ВИЛЛА СОННЕВЕЛЬДА. РОТТЕРДАМ, ГОЛЛАНДИЯ
14 мая 1940 года самолеты люфтваффе осуществили бомбардировку Роттердама, и в четверть часа было уничтожено все то, что создавалось веками. В тот день погибло более 800 человек и было разрушено почти 30 тысяч зданий. Однако целый квартал в окрестностях улицы Йонгкиндстраат уцелел, а с ним и вилла – образец голландского функционализма, построенная в 1933 году для Альбертуса Сонневельда.
Авторы – архитекторы Йоханнес Бринкман и Лендерт ван дер Флюхт, за четыре года до этого построившие в пригороде Роттердама здание Van Nelle, фабрики Сонневельда по переработке табака, чая и кофе. Открытость и динамика Van Nelle, сооружения с железобетонными колоннами, в свое время не ускользнули от такого чуткого наблюдателя, как Ле Корбюзье, назвавшего его самым красивым зрелищем современности. Принцип «свет, воздух и пространство» зодчие применили и в проекте трехэтажного жилища для своего заказчика, падкого на комфорт и роскошь. Строительство дома обошлась Сонневельду в 114 060 гульденов.
В доме предусмотрено панорамное остекление окон с широким видом на окружающий сад, спуститься в него можно прямо с балкона, которых в доме тоже немало. Окно гостиной, например, простирается на целых 17 м в длину. Виллу оснастили по последнему слову техники. Аудиосистема позволяла слушать радио в каждой комнате, существовал внутренний телефон, специальный лифт поднимал дрова для отопления на верхний этаж, столы оборудовались звонками для вызова горничной, в ванной предусматривался гидромассажный душ. Полы в ванных выкладывались разноцветной плиткой, равно как и стены в комнатах красились в соответствии с пожеланиями каждого члена семьи. Интерьером в доме занимался Виллем Хендрик Гиспен, владелец дизайн-бюро Gispen, у него же заказывали свет и мебель, специально спроектированную для Сонневельдов, а ткани – в компании Metz & Co. Линолеумные полы в те годы были новинкой.
Наследники Альбертуса Сонневельда передали виллу в коллекцию Het Nieuwe Instituut роттердамского музея архитектуры, который, в свою очередь, провел в 2000-х годах реставрацию. Дом Сонневельда работает в режиме музея, где проводятся экскурсии, но Het Nieuwe Instituut также устраивает в нем временные экспозиции, как правило, используя террасу на крыше.
Johannes Schwartz
1/6
Вилла Сонневельда после реставрации
Johannes Schwartz
2/6
Спальня младшей дочери
Johannes Schwartz
3/6
Гостиная
Johannes Schwartz
4/6
Кухня
Johannes Schwartz
5/6
Столовая
Johannes Schwartz
6/6
Библиотека
Самые популярные галереи
Название
Модерн был распространен по всей Европе, нет конкретной страны, являющейся прародителем стиля. А это значит, что и общепринятого названия нет — каждая страна называла по-своему.
Общая концепция названий — новый, современный, свободный стиль. От своего языка отошла Россия — у нас его называли Модерн.
Вы наверняка слышали его французское название — ар-нуво. Или американское — Тиффани. Кстати в Великобритании он называется модерн-стайл. Еще популярно немецкое прочтение — югендстиль.
Испания не отличилась фантазией и назвала стиль — модернизмо. Зато Италия — молодец — стиль либерти. Но особенно мне нравится вариант Швейцарии — еловый стиль.
Особенности
Для того чтобы стать владельцем привлекательного особняка недостаточно быть богатым, ведь главное – это правильно и качественно составленный проект. Прежде всего, нужно изучить архитектуру, дизайн-проектирование и нанять опытного специалиста, способного дать дельный совет.
Опытный архитектор подскажет, какие черты имеет тот или иной стиль, подскажет какие приемы использовать для создания уникального дома. Стоит отметить, что каждый стиль – это история, отражение основополагающих моментов художественного мировоззрения, что были присущи на момент формирования того или иного направления.
Признаки
Так как это стиль либерти, стиль свободы, то концепция «вижу колонну — говорю классика» — уже не работает. Здания в модерне уникальны, необычны. Но естественно есть что-то общее.
Материалы: чаще это железобетон, стекло, сталь, бронза и очень редко кирпич. Отделка может быть даже керамической. Сейчас мы едва ли можем догадываться, из чего на самом деле сделан дом, но небоскреб-то вы узнаете?
В цветовой гамме преобладают пастельные, чаще приглушенные тона. Бледно-розовый, светло-мятный. Художники вам назовут тысячи оттенков, но для обычных людей можно просто уточнить — выцветшие, блеклые цвета. И не факт, что они будут светлыми. Вспомните здание Зингера.
Единство стиля. Мало украсить фасад, нужно еще оформить внутренние стены, перила, окна… а если это ваш дом, то и картины, мебель, салфетки. Все это в модерне будет примерно одного внешнего вида, чувствуется связь между перилами на лестнице для прислуги и главным фасадом.
Изогнутые элементы — икона стиля. Вы увидите неровную крышу, овальное оформление окон, решеток, дверей. Чем меньше ровных линий — тем больше это модерн. Добавьте сюда мозаику и витраже — и фантазия нарисует более прикольные виды, чем есть на самом деле. Орнаменты и узоры чаще используются растительные и животные. Посмотрите на этот дом Гауди.
Деревянные элементы обязательно будут резными, это оконные рамы и двери. А еще тут невероятные окна. Ну и двери, но они чуть менее крутые. И окна и двери чаще прямоугольные, но «чаще» тут — это примерно 60%, а не 90%. Двери будут большими, часто двустворчатыми. Окна часто большие, типа витрины магазина.
Наиболее популярные стили
Стоит отметить, что все вышеупомянутые направления в архитектуре позволят создать уникальное жилье, способное выделиться на общем фоне. Тем не менее, дизайнеры рекомендуют выбирать более популярные стили на данный момент, среди которых современные направления и нестареющая классика.
Минимализм
Данный стиль отрицает роскошь, сложную отделку и другие проявления вычурности. Минимализм – это монохромность, большое открытое пространство, тщательно продуманное освещение и четкие геометрические формы. Данному направлению характерно применение натуральных строительных материалов и простота во всем, способная сделать виллу оригинальной, функциональной и лаконичной.
Классицизм
Эта эпоха в архитектуре ознаменовалась возвращением к античному зодчеству, для которого основными особенностями является строгость и простота, гармония и логическая ясность, монументальность и роскошь.
Кантри
Деревенский стиль, имеющий ряд особенностей:
- Отсутствие вычурного декора, применение простых и лаконичных деталей.
- Небольшие окна со ставнями и подоконниками.
- Декор фасада элементами соответствующей национальной стилистики.
- Небольшой балкон с ажурными решетками.
- Отделка фасада граненым камнем.
- Невысокий цоколь без отделки.
- Двухскатная или четырехскатная крыша.
- Кровельный материал – черепица.
Ранний модерн
Архитекторы только учились импровизировать и старались придерживаться заведенных канонов. То есть, одна школа архитекторов построила пару домой в новом стиле, дала стилю название, а остальные проследили закономерности и слепо повторяли все, что видели.
Вот он ранний модерн. Менялся только декор. Но это все не относится к Гауди, говорят, он вообще не делал чертежей, а лишь смотрел на естественный рост своих домой.
До популяризации этого стиля, такие постройки себе могли позволить единицы. И это отличает ранний либерти — все постройки либо дворцы, либо частные резиденции элиты.
Но это было развитием стиля, фантазии. Каждый дом строился по уникальному проекту, каждый мечтал выделиться и запомниться. Именно ранний модерн отличается разнообразием и новизной мысли.