№1. Система водяного отопления
Система водяного отопления организуется в гараже по аналогии с жилыми помещениями. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле, а дальше он проходит по трубам и радиаторам, равномерно прогревая все помещение гаража. После прекращения подачи тепла трубы остаются нагретыми еще пару часов. В этом и заключаются основные преимущества данной системы.
Главный минус – сложность организации. Кроме того, вода в контуре отопления может замерзнуть, так что если система не будет задействована в ближайшие дни, воду лучше сливать. С другой стороны, частая смена воды ведет к быстрой коррозии труб и радиаторов. Чтобы избежать данной проблемы, лучше использовать металлопластиковое оборудование. Обычную воду в системе отопления лучше не применять – ее заменяют на антифриз, незамерзающий теплоноситель.
Сложность обустройства оборачивается еще одним недостатком – высокой ценой. Наиболее экономный способ отопления гаража получится, если его контур подсоединить к домашнему котлу. Затраты на общее отопление повысятся, но это все равно будет дешевле, чем организовывать самостоятельную систему обогрева.
Если подключиться к домашней системе невозможно, придется устанавливать отдельный котел. Он может работать на разном топливе. В гаражной системе отопления используют следующие типы котлов:
- электрический котел проще всех в монтаже, максимально безопасный, но дорогой в плане эксплуатации. Даже если вас не пугают счета за электричество, использовать подобные котлы не стоит в районах с частыми отключениями электричества, перепадами напряжения, а также в регионах с суровыми ветреными зимами, ведь провода могут оборваться, что в итоге приведет к замерзанию воды в системе. Если не успеть вовремя слить воду, то трубы могут лопнуть;
- газовые котлы используются в гаражах крайне редко, так как не везде есть доступ к газопроводу. Если же труба газопровода проходит поблизости, то вам крупно повезло, — отопление на газе обойдется недорого, да и в плане эксплуатации такие системы достаточно просты. Главное, только, следовать технике безопасности;
- котлы на жидком и твердом топливе. Можно подобрать печь на дровах, углях, дизеле или отработанном масле – все зависит от того, какой ресурс более доступен в вашем случае. Котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном контроле и частой загрузке топлива. Более удобные в этом плане пиролизные и пеллетные агрегаты, но стоят они недешево, самый экономчный вариант — буржуйка, которую также можно задействовать в системе водяного отопления.
Для всех котлов, кроме электрического, придется организовать дымоход. Кроме котла, радиаторов, труб отопления и трубы дымохода, понадобятся циркуляционный насос и расширительный бак. Все это стоит денег, так что использовать водяную систему отопления имеет смысл только в больших гаражах. Часто такое отопления делают на СТО и в коммерческих автомастерских. Если гараж небольшой, то организовывать столь сложную водяную систему отопления нет смысла – это вариант для более-менее просторных помещений, где требуется постоянный подогрев.
Принцип работы водяной системы отопления достаточно прост. Теплоноситель нагревается, проходит по трубам, отдает тепло и возвращается к котлу. Система может быть одно- или двухтрубной. Однотрубная система намного проще в организации и дешевле, для небольшого частного гаража она подходит лучше всего. В этом случае нагретый теплоноситель последовательно поступает в радиаторы, т.е. в первом радиаторе температура будет выше, чем в последнем, куда антифриз доходит уже остывшим. Двухтрубная система позволяет обеспечить более равномерный прогрев, но и материалов понадобится намного больше.
Даже если гараж не пристроен к дому, а находится недалеко, его можно попробовать подключить к домашней системе отопления, но есть ограничения. Расстояние от гаража до дома не должно быть более 20 м, а трубы надо качественно изолировать.
Если в качестве теплоносителя используют тосол (жидкость, которая не замерзает даже при -450С), то работать с ним надо осторожно, ведь это токсичное вещество, которое становится еще более опасным в разогретом виде. Тосол не рекомендуют использовать в двухтрубных системах
Замену теплоносителя проводят каждые 5 лет.
Какой тип отопления выбрать
Выбор отопления – задача непростая. Зависит он от множества факторов и не всегда есть возможность найти нужное решение самостоятельно. Поэтому мы расскажем в каких условиях лучше использовать ту или иную систему обогрева гаража.
Выбор отопления в зависимости от расположения гаража
Недалеко от частного дома
Если гараж в котором вы хотите подключить отопление находится на одном участке с жилым домом и не более чем на 60 метров от него, то наилучшим решением будет подключить его к домашней системе отопления. Для этого придется проложить теплотрассу на глубине большей, чем глубина промерзания. Если нет возможности провести коммуникации из дома, то подойдут альтернативные способы отопления: электрические нагревательные приборы или твердотопливный котел.
В цокольном помещении или на первом этаже частного дома
При таком расположении гараж подключается в общую систему отопления дома. Чаще всего это водяное или электрический обогрев. Единственная сложность с которой вам придется столкнуться – необходимость поддерживать в техническом помещении более низкую температуру, чем в жилых комнатах. Зимой в достаточно будет температуры от +5°C до +10°C, в то время как в жилых комнатах комфортно будет не менее чем при +20°C. Решается эта проблема довольно просто: для гаража проводится отдельный контур температура в котором будет соответствовать нужной.
В кооперативе
В одноэтажных неотапливаемых кооперативах, соседние гаражи чаще всего имеют общие стены, что обеспечивает дополнительную теплоизоляцию. Газовые коммуникации в кооперативах бывают нечасто, а вот электричество точно есть. Поэтому в таких местах чаще всего используется электрический обогрев. Для установки твердотопливного котла скорее всего потребуется разрешение администрации и пожарной службы, поэтому в кооперативах они редкость.
Отдельно стоящий
В гараже, который стоит отдельно, казалось бы, можно использовать любой тип топлива. Но газовые магистрали чаще всего рядом не проходят, да и водную систему подключить проблемно. Поэтому в таких ситуациях чаще всего устанавливается твердотопливный обогрев или котел на отработанном масле. Маловероятно, что кто-то будет требовать разрешение, но это не значит что о правилах пожарной безопасности можно забыть.
Выбор отопления в зависимости от посещаемости гаража
Каждый день
Как правило, ежедневно время в гараже проводят те, чей гараж по совместительству является мастерской. В таких случаях лучше всего предусмотреть комбинированную систему отопления. Например, ночью температуру будет поддерживать конвекторы, а днем в целях экономии можно топить печью. Учитывая то, что в мастерской часто бывают люди, проблем с закладкой топлива возникнуть не должно. Также отлично подойдет централизованное газовое или водное отопление с регулятором температуры (ночью убавил, на время присутствия прибавил).
Регулярно
Ежедневная поездка на машине на работу предполагает готовность автомобиля к выезду в любую минуту. А значит температура в гараже не должна опускаться ниже +5°C. Такого режима легко достичь подключившись к отоплению частного дома. Если такой возможности нет, то стоит раскошелиться на электрическую полноценную систему обогрева или на газовый котел. Такие системы наиболее автоматизированы и постоянно поддерживают необходимый температурный режим.
Время от времени
Если вы нерегулярно используете автомобиль, то полноценное отопление для гаража делать необязательно. В большинстве случаев достаточно будет качественного утепления и автономного отопителя для гаража, на случай если нужно будет провести в помещении некоторое время. Отлично для таких целей подойдет тепловая пушка: она быстро и эффективно прогревает гараж.
Выбор отопления для гаража – это ответственная задача. Для того, чтоб не ошибиться с выбором следует учесть много факторов: расположение гаража, его состояние и назначение, а также ваши финансовые возможности и наличие свободного времени. Систем отопления, которые используются в гаражах сейчас довольно много, что еще в какой-то мере усложняет решение. Но когда вы все обдумаете и взвесите, сопоставите ваши пожелания и возможности – решение придет само собой. Если вы решили делать отопление в гараж своими руками, то отталкиваться стоит от вашего опыта и способностей.
Организация воздушного обогрева
Основные достоинства такого оборудования заключаются в оперативном обогреве помещения, поддержании необходимой температуры и простоте в использовании. Главным недостатком можно назвать высокие расходы на содержание оборудования при эксплуатации электрических приборов. Кроме этого, потоки воздуха поднимают много пыли, которая оседает на разнообразных плоскостях. Также будет требоваться регулярная уборка в гараже. Несмотря на минусы, этот способ является наиболее доступным для самостоятельного монтажа.
Самостоятельная установка печи
Для того чтобы сделать качественное воздушное отопление гаража с использованием дровяной печи, можно воспользоваться рекомендациями специалистов. Схема действий следующая:
- Нужно приобрести или сделать своими руками буржуйку.
- Рассчитать размер теплообменной поверхности стен обогревателя. Он должен подходить под площадь помещения (например, для гаража 20 квадратных метров площадь греющей плоскости должна составлять 1 квадратный метр). Это вычисление актуально для боксов не выше 3 метров.
- В расчете не участвуют детали корпуса вокруг зольника. А вот габариты конвективных ребер необходимо учитывать.
- Буржуйку следует поместить в подходящее место и обязательно сделать обдув корпуса любым типом вентилятора. Благодаря движению потоков воздуха тепло эффективно распределяется по гаражу.
- Перед выводом на улицу нужно проложить дымоход горизонтально вдоль стены. Это позволит ему отдать больше тепла в бокс.
- Трубу дымохода следует поднять на высоту 5 метров, рассчитывая от колосниковой решетки. Нужно оборудовать ее шибером, а снизу поместить сборник конденсата.
Размещение электронагревателей
Сначала нужно подобрать электроприборы для обогрева по мощности. Если необходимо отапливать все помещение гаража, его площадь следует измерить, а полученный результат умножить на 0,1—0,15 кВт. К примеру, для гаража 20 квадратных метров понадобится 3 кВт мощности (20 х 0,15 = 3). Следует помнить, что тепловая мощность равна электрической. Далее будут актуальны следующие рекомендации:
- Если владелец бывает в гараже нечасто, тогда самый экономичный вариант — это инфракрасная панель или переносной вентилятор. Оборудование помещается в подходящем месте и согревает только часть помещения. Электрическая (тепловая) мощность такого устройства составляет 50% от расчетной.
- Лучше всего использовать обогреватели, оборудованные вентилятором или турбиной. Это позволит качественнее распределять тепло.
- При использовании настенных приспособлений рациональнее поместить несколько небольших нагревателей в разных местах вместо одного массивного. Гараж будет нагреваться более равномерно, а при необходимости половину приборов можно отключить.
- КПД всех электрических обогревателей аналогичен и равен 98—99%, разница заключается лишь в разновидностях теплоотдачи. Поэтому не стоит идти на поводу у продавцов, советующих купить новое чудо техники.
Разные виды обогрева можно комбинировать. Есть смысл поместить над верстаком инфракрасную панель. Остальное помещение можно согревать тепловой пушкой или печью.
При выборе способа обогрева гаража необходимо учитывать различные факторы: площадь помещения и его тип, регулярность повышения температуры, необходимость оперативно отапливать бокс и т. д. Разобравшись с этим, владелец транспортного средства сможет выбрать оптимальный вариант, ведь у каждого способа обогрева есть свои достоинства.
Схема водяного отопления гаража и вариации
Схема водяного отопления гаража состоит из котла, металлических радиаторов высокой степени теплопроводности и соединительных труб-стояков (подробнее: «Стояковая система отопления — устройство на примерах»). Нагретая в котле вода по стояку подается к батареям, постепенно их прогревая. Нагретыми батареями прогревается воздух в помещении гаража. Далее остывшая вода возвращается к котлу для последующего нагрева и дальнейшего движения к радиаторам по замкнутой системе. Наглядное изображение схемы водяной системы отопления гаража приведено на рисунках и фото (про «Схема водяного отопления частного дома — возможные виды расчета»).
Уже имеющаяся магистраль центрального отопления, проведенного в доме, станет наиболее удобным вариантом для, как уже говорилось, примыкающего к основному строению гаража (прочитайте: «Централизованное отопление это одновременно плюсы и минусы»). Также подобный вариант пригоден для расположенных поблизости от дома технических помещений, при этом расстояние до дома от них не должно превышать 40-ка метров.
Что касается автономной котельной, то строительство ее будет экономически обоснованным только в том случае, если здание гаража находится на значительном расстоянии от центральной отопительной магистрали. Если же гараж находится в группе, состоящей из нескольких гаражей, так называемом гаражном кооперативе, то еще более удачным вариантом будет комплексное оборудование автономной отопительной системы для всех помещений.
Меры безопасности
При организации самодельного отопления гаража необходимо помнить, что нагревательные приборы могут стать причиной пожара. Поэтому следует учитывать меры безопасности.
Вентиляция
Если в гараже стоит печь буржуйка, нужно предусмотреть наличие вытяжной вентиляции, чтобы продукты горения не скапливались в закрытом пространстве.
Воспламеняющиеся материалы
Также нужно следить, чтобы рядом с раскаленной печкой не лежали горючие материалы. Они могут загореться от нагретого железа, на них может попасть искра из открытой дверцы.
Проводка
Если в гараже стоят обогреватели (масляные или другие), следует посмотреть на мощность приборов. Не всегда проводка и счетчик могут выдержать напряжение. Может возникнуть замыкание в сети после перегрузки. Поэтому обязательно электрическая схема должна включать в себя автомат-предохранитель.
Если используется переноска, постарайтесь, чтобы провод не лежал на легковоспламеняющихся материалах. Не следует допускать, чтобы длина провода превышала 6 метров.
Если работает обогреватель, не стоит сушить на нем мокрую одежду или обувь. Ведь иногда это приводит к пожару.
https://youtube.com/watch?v=Nf4n2TtaK6k
Теплоноситель
В качестве теплоносителя системы водяного обогрева должна быть использована водопроводная вода либо специальный антифриз. Крайне не рекомендуется использовать водяное отопление на тосоле, так как эта жидкость не предназначена для работы в системах обогрева и при утечке может стать причиной возникновения пожара.
Советы по выбору
Для того чтобы выбрать из предложенных систем отопления оптимальную, нужно сравнить их характеристики, сложность установки, стоимость эксплуатации и степень полезности, а потом определить, какая из них будет более бюджетным и максимально приемлемым вариантом.
Повезло тем, кто имеет гараж, пристроенный непосредственно к дому, – в этом случае система теплоснабжения, как правило, монтируется общая. Но городскому жителю, обладателю квартиры в многоэтажке, придется остановить свой выбор на одной из вышеперечисленных.
Ниже представлены положительные и отрицательные стороны использования того или иного метода обогрева гаража.
Преимущества и недостатки газа
К его плюсам можно отнести дешевизну и хорошую теплоотдачу, а также независимость от электросети и большой выбор обогревателей для любой площади помещения и толщины кошелька. Но минусы у него довольно серьезные: установкой газовых систем отопления могут заниматься только специалисты, да и то лишь после того, как на это получены все разрешения и оформлена соответствующая документация. Помимо этого, газ требует чрезвычайно тщательного соблюдения правил безопасности, так как является горючим веществом, и его малейшая утечка может быть чревата неприятными последствиями.
Электроподогрев
Тут, конечно, многое зависит от того, какой нагревательный прибор будет установлен. Если это будет мобильный обогреватель, небольшая тепловая пушка или инфракрасное устройство, то можно обогревать свой гараж без особого ущерба для бюджета. Однако если установить электрокотел, то избежать огромных трат не получится. Электрическое отопление не считается популярным в силу зависимости от бесперебойного электроснабжения, а также риска возникновения возгорания по причине замыкания в неисправной проводке.
Опять же, его установка не является быстрым мероприятием, а сделать грамотную схему с разводкой установки системы под силу далеко не каждому.
Если решено остановить свой выбор на печи, то стоит подумать, какому типу топлива отдать предпочтение. Твердое топливо – дрова или уголь – это наиболее экономный вариант. При печном обогреве помещение довольно быстро нагревается и сохраняет плюсовую температуру, не зависит от наличия или отсутствия электричества, не требует покупки дорогого оборудования. Но стоит помнить, что печку нельзя оставлять без присмотра – ее нужно периодически прочищать. Вблизи не следует хранить ГСМ и другие легковоспламеняемые предметы.
Печь на жидком топливе – тоже экономичный вариант отопления гаража. Для получения тепла используется так называемая отработка – бывшее в употреблении машинное масло. Его приблизительный расход составляет около 1 л в час.
Из водяных способов отопления оптимальным будет следующий вариант: если гараж находится в гаражном массиве, возле которого проходит теплотрасса, то можно предложить своим соседям провести общую сеть отопления при помощи укладки труб-регистров в каждом боксе и запуску по ним горячего водоснабжения. Но такая возможность есть далеко не у всех, и к тому же для осуществления этого «плана» потребуется получение согласия всех собственников.
Если выбор пал на газ, то стоит выбрать паровой котел, работающий по принципу конденсации: пар превращается в жидкость и выделяется тепло. Это наиболее эффективный и экономически выгодный вариант из всех газовых устройств.
Лучший котел, работающий на твердом топливе, – пиролизный. Тепло производится путем горения газа, выделяемого при сильном нагреве древесины. Но для растопки такого котла подходит только дерево.
Если выбор пал на электрокотел, то нужно ставить устройство с шестью тенами и тиристорным управлением. Он работает бесшумно, мощность можно регулировать, но, как и все электроприборы, он зависим от электричества, а его эксплуатация обходится дороже, чем у остальных котлов.
Грамотный выбор системы обогрева гаражного помещения очень важен. Для обеспечения сохранности автомобиля необходимо поддержание постоянной средней температуры воздуха, без резких колебаний, а также необходимо отсутствие повышенной влажности и хорошая вентиляция. Поэтому, какая бы отопительная система ни была выбрана, ориентироваться нужно на достижение самых высоких показателей полезности при разумной экономии и обеспечение безопасной эксплуатации приборов.
Подходящий для гаража тип отопления
Приняв все необходимые меры предотвращения утечки тепла из помещения, мы может подумать и об организации его отопления. Если же строение недостаточно утеплено, то отапливать мы будем улицу, а необходимый нам эффект так и не будет достигнут. Конечно, такого тепла, как в квартире, нам и не нужно, а вот температура от +5 °C – это и есть наша цель.
Далее рассмотрим наиболее подходящие системы отопления, которые могут быть применены в условиях гаража. И разберем их основные плюсы.
Водяная система отопления
При использовании водяной отопительной системы теплоносителем является вода. Она циркулирует по замкнутому контуру, в состав которого входят котел, насос, трубы и радиаторы отопления.
Упрощенно процесс отопления выглядит следующим образом: выработка тепла осуществляется с помощью котла, вода нагревается, а затем при участии насоса перемещается по трубам к радиаторам отопления. Здесь вода отдаёт полученное тепло, прогревая помещение, после чего опять возвращается к котлу, замыкая круг своей циркуляции.
Водяное отопление гаража может быть выгодным, но только в том случае, если оно объединяет гараж и коттедж или группу объектов капитальной постройки
Преимущества водяного отопления гаража таковы:
- Длительный срок службы. Действительно, если монтаж системы осуществлен с соблюдением всех правил, а эксплуатируется она бережно, то может исправно служить очень долго.
- Ремонтопригодность. Каждый элемент, входящий в схему, если вдруг выйдет из строя, может быть демонтирован и заменен.
- Безопасность. Водяное отопление отличается высокой безопасностью и экологичностью.
Как мы видим, преимущества этого метода существенны, но водяное отопление в гаражах применяется очень редко. Чаще всего это случается, если гараж входит в единую систему отопления с жилым коттеджем. Используется такой обогрев и в гаражных кооперативах, если в состав обогреваемых объектов входят несколько капитальных строений, объединенных в единую сеть.
При расположении гаража далеко от централизованного отопления расходы на оборудование и утепление системы отопления делают её нерентабельной. К тому же воду в системе придется заменить антифризом.
Наибольшего эффекта от применения водяного гаражного отопления можно достичь в строениях из кирпича или из цельных бетонных блоков. В конструкциях, созданных из металлопрофиля, или иных легких материалов этот вид обогрева не применяется.
Схема водяного отопления гаража
Приоритетный вариант организации системы
Регистры в отоплении гаража
Стальные панельные радиаторы
Система воздушного отопления
Для воздушного отопления используют разные приборы: тепловые пушки, завесы и специальные вентиляторы, нагоняющие в помещение разогретый воздух.
Принцип работы всех перечисленных устройств одинаков: воздух подогревается встроенным в прибор нагревателем и распространяется благодаря вентилятору, который тоже находится внутри изделия.
Применение воздушного отопления для гаража позволит быстро обогреть помещения разной площади. Если направить воздушный поток на машину, можно даже под ней быстро удалить всю влагу. Некоторые из воздушных приборов потребляют электроэнергию, включаясь в обычную бытовую сеть. Другие используют для нагрева воздуха прочие виды топлива.
Основным преимуществом вот такой тепловой пушки является быстрый нагрев помещения, которого можно добиться, используя этот эффективный прибор
В качестве примера прибора воздушного отопления можно привести всё ту же тепловую пушку. Её нужно включать при посещении гаража. Она прогревает помещение в считанные минуты. В прочном корпусе этого прибора заключен мощный вентилятор, с помощью которого тепло от нагревательного элемента распространяется по комнате. Но следует учитывать, что в отсутствии владельца, гараж будет промерзать.
Преимущества воздушного отопления таковы:
- Помещение можно нагреть очень быстро.
- Температура комнаты будет поддерживаться на нужном уровне.
- Приборы для нагревания воздуха просты в эксплуатации.
К существенным недостаткам можно отнести то, что создаваемые воздушные потоки могут поднимать пыль в помещении. Регулярной уборки в этом случае не избежать. Кроме того, недостатки приборов, работающих от электричества, нами уже рассматривались.
Минусы воздушной схемы отопления
Конденсат в салоне автомобиля
Конденсат на конструкциях
Вред образования конденсата
№1. Система водяного отопления
Система водяного отопления организуется в гараже по аналогии с жилыми помещениями. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле, а дальше он проходит по трубам и радиаторам, равномерно прогревая все помещение гаража. После прекращения подачи тепла трубы остаются нагретыми еще пару часов. В этом и заключаются основные преимущества данной системы.
Главный минус – сложность организации. Кроме того, вода в контуре отопления может замерзнуть, так что если система не будет задействована в ближайшие дни, воду лучше сливать. С другой стороны, частая смена воды ведет к быстрой коррозии труб и радиаторов. Чтобы избежать данной проблемы, лучше использовать металлопластиковое оборудование. Обычную воду в системе отопления лучше не применять – ее заменяют на антифриз, незамерзающий теплоноситель.
Сложность обустройства оборачивается еще одним недостатком – высокой ценой. Наиболее экономный способ отопления гаража получится, если его контур подсоединить к домашнему котлу. Затраты на общее отопление повысятся, но это все равно будет дешевле, чем организовывать самостоятельную систему обогрева.
Если подключиться к домашней системе невозможно, придется устанавливать отдельный котел. Он может работать на разном топливе. В гаражной системе отопления используют следующие типы котлов:
- электрический котел проще всех в монтаже, максимально безопасный, но дорогой в плане эксплуатации. Даже если вас не пугают счета за электричество, использовать подобные котлы не стоит в районах с частыми отключениями электричества, перепадами напряжения, а также в регионах с суровыми ветреными зимами, ведь провода могут оборваться, что в итоге приведет к замерзанию воды в системе. Если не успеть вовремя слить воду, то трубы могут лопнуть;
- газовые котлы используются в гаражах крайне редко, так как не везде есть доступ к газопроводу. Если же труба газопровода проходит поблизости, то вам крупно повезло, — отопление на газе обойдется недорого, да и в плане эксплуатации такие системы достаточно просты. Главное, только, следовать технике безопасности;
- котлы на жидком и твердом топливе. Можно подобрать печь на дровах, углях, дизеле или отработанном масле – все зависит от того, какой ресурс более доступен в вашем случае. Котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном контроле и частой загрузке топлива. Более удобные в этом плане пиролизные и пеллетные агрегаты, но стоят они недешево, самый экономчный вариант — буржуйка, которую также можно задействовать в системе водяного отопления.
Для всех котлов, кроме электрического, придется организовать дымоход. Кроме котла, радиаторов, труб отопления и трубы дымохода, понадобятся циркуляционный насос и расширительный бак. Все это стоит денег, так что использовать водяную систему отопления имеет смысл только в больших гаражах. Часто такое отопления делают на СТО и в коммерческих автомастерских. Если гараж небольшой, то организовывать столь сложную водяную систему отопления нет смысла – это вариант для более-менее просторных помещений, где требуется постоянный подогрев.
Принцип работы водяной системы отопления достаточно прост. Теплоноситель нагревается, проходит по трубам, отдает тепло и возвращается к котлу. Система может быть одно- или двухтрубной. Однотрубная система намного проще в организации и дешевле, для небольшого частного гаража она подходит лучше всего. В этом случае нагретый теплоноситель последовательно поступает в радиаторы, т.е. в первом радиаторе температура будет выше, чем в последнем, куда антифриз доходит уже остывшим. Двухтрубная система позволяет обеспечить более равномерный прогрев, но и материалов понадобится намного больше.
Даже если гараж не пристроен к дому, а находится недалеко, его можно попробовать подключить к домашней системе отопления, но есть ограничения. Расстояние от гаража до дома не должно быть более 20 м, а трубы надо качественно изолировать.
Замену теплоносителя проводят каждые 5 лет.
Водяное отопление
Наряду с простотой изготовления и экономичностью, у буржуйки имеется также один существенный недостаток: она быстро охлаждается после перегорания топлива. Чтобы улучшить эффективность печного отопления, рекомендуется соорудить водяной обогревающий контур.
Для организации водяного отопления гаража потребуется:
- Установить отопительные приборы по всему помещению.
- Подвести к ним трубы.
- Повесить в верхней части специальную расширительную емкость.
Трубы системы желательно заполнить антифризом, что даст возможность не бояться размораживания в случае длительного простоя отопления в зимнюю погоду.
Разновидности водяных контуров:
- Однотрубный. Теплоноситель в этом случае проходит по всем участкам системы, по кругу.
- Двухтрубный. Здесь нагретая вода подается в обратной трубе в уже охлажденном виде.
Однотрубные схемы считаются более дешевыми в обустройстве, однако такой контур на разных участках будет иметь разную температуру. Строго говоря, для гаража это не критично. Нагревательный прибор должен быть обязательно размещен ниже, чем трубы: только в этом случае вода или антифриз будут нормально циркулировать. Движение теплоносителя будет стимулироваться нагреванием со стороны буржуйки.
Если монтаж печки ниже всей системы невозможно, потребуется наличие циркуляционного насоса. Так как нагревание теплоносителя обычно сопровождается увеличением его объема, самая высокая точка системы оснащается расширительной емкостью. Подобные контуры являются энергозависимыми. При нестабильной подаче электричества в гараж лучше обзавестись циркуляционным насосом на 12 В, работающим от аккумуляторной батареи.
Двухтрубные автономные системы отопления для гаража рекомендуется использовать в обширных помещениях. Кроме того, в таком случае можно также применить теплые полы, что подразумевает укладку специальных змеевиков, с последующей их заливкой бетонной стяжкой. Самым существенным недостатком двухтрубной системы является риск ее размораживания при нерегулярной эксплуатации.
Чтобы избежать подобных ситуаций, внутрь контура заливается антифриз. Для этих целей используются особые растворы на основании глицерина и других химических компонентов: это позволит на порядок увеличить долговечность системы. Стыки контура, заполненного антифризом, разрешается изолировать только специальными герметиками. Обычная пакля в течение небольшого времени разлезется, и трубы начнут протекать. Отопление в гараже на тосоле своими руками обустраивается по той же схеме, что и водяное.